«Умираем, но не сдаёмся». История восстания русских воинов в Бадабере.
Тридцать лет тому назад, в апреле 1985 года, в Советском Союзе готовились торжественно отметить 40-летие Победы в Великой Отечественной войне. «Будьте достойными памяти павших!» — звучало в те дни с высоких трибун. А в это время в горах Пакистана потомки героев Великой Отечественной приняли бой, ставший, возможно, главной легендой Афганской войны. Бой, все подробности которого неизвестны до сих пор и, возможно, не будут известны уже никогда.
К концу апреля 1985 года в Бадабере (Пакистан) содержались ориентировочно около 40 афганских и 13–14 советских военнопленных. Эти данные, однако, нельзя считать окончательными. Известны имена более двадцати советских солдат, прошедших через Бадабер, однако нет точной информации, все ли они находились в лагере именно весной 1985 года.
Герои и предатель
Когда говорят о руководителях восстания в Бадабере, чаще всего упоминают имена военнослужащего сверхсрочной службы, служившего мотористом на военном складе в Баграме и пропавшего 1 мая 1985 года в провинции Парван, а также вольнонаёмного водителя Николая Шевченко, исчезнувшего 10 сентября 1982 года в провинции Герат.
В отношении последнего даже бытует версия, что Шевченко, которого в Бадабере звали «Абдурахмон», на самом деле лишь выдавал себя за вольнонаёмного водителя — во всяком случае, решительность его действий и умелая организация единомышленников заставляет думать, что он мог быть офицером разведки.
Каков именно был замысел восстания, тоже до конца не ясно. По одной версии, военнопленные собирались завладеть оружием и техникой и попытаться прорваться в Афганистан, в расположение советских войск. По другой, восставшие изначально планировали захватить склад вооружений и потребовать от командования моджахедов встречи с представителями советского посольства в Пакистане.
Есть версия, что о планах военнопленных стало известно моджахедам, в результате чего полностью использовать эффект внезапности не удалось. Среди тех, кто не участвовал в восстании, нашёлся провокатор, выдавший намерения «Абдурахмона» и его товарищей.
Согласно рассказам немногих свидетелей, непосредственным поводом к выступлению стало изнасилование одного из афганских военнопленных по имени Абдулло выпускниками центра подготовки боевиков. После этого пленные решили, что пора действовать.
Ночной бой
Из доклада разведцентра 40-й армии о событиях в Бадабере: «26 апреля 1985 года в 21:00 во время вечернего намаза группа советских военнопленных тюрьмы Бадабер сняла шестерых часовых у артиллерийских складов и, взломав замки в арсенале, вооружилась, подтащила боеприпасы к спаренной зенитной установке и пулемёту ДШК, установленным на крыше. В боевую готовность был приведён миномёт и гранатомёты РПГ. Советские воины заняли ключевые точки крепости: несколько угловых башен и здание арсенала».
В момент захвата арсенала провокатор по имени Мухаммад Ислам перебежал на сторону боевиков. Моджахеды успели блокировать все выходы с территории лагеря. По тревоге были подняты не только все моджахеды — район Бадабера срочно взяли в тройное кольцо окружения части 11-го армейского корпуса Вооружённых сил Пакистана, над лагерем летали боевые вертолёты.
Прибывший на место Бурхануддин Раббани потребовал от советских военнопленных и поддержавших их солдат афганской армии сдаться. Восставшие ответили отказом и в свою очередь потребовали встречи с представителями советского посольства в Пакистане, а также приезда в Бадабер сотрудников Красного Креста. В ответ Раббани приказал начать штурм арсенала. Завязался ожесточённый бой, продолжавшийся всю ночь. В его ходе едва не погиб сам Раббани, когда рядом с ним произошёл разрыв гранатомётного выстрела. Развязка наступила около 8 часов утра 27 апреля. Арсенал взлетел на воздух, фактически разрушив весь лагерь подготовки боевиков. В эпицентре взрыва образовалась огромная воронка.
«Человеческие останки находили на расстоянии до 4 миль»
Есть три версии того, что произошло. Как утверждал Бурхануддин Раббани, склад взорвался из-за прямого попадания выстрела РПГ. По второй версии, арсенал был расстрелян из пушек пакистанской армии, что вызвало детонацию боеприпасов. По третьей версии, оставшиеся в живых восставшие, понимая, что бой подходит к концу, сами взорвали склад, не желая снова сдаваться в плен. Свидетели подтверждают, что взрыв был огромной мощности. Останки погибших советских солдат и штурмовавших арсенал моджахедов затем собирали в радиусе сотен метров от эпицентра.
При этом Бурхануддин Раббани настаивал, что в Бадабере погибло не более 20 моджахедов. По данным советской разведки, это число сильно занижено — в бою и при взрыве были убиты 100–120 моджахедов, от 40 до 90 военнослужащих армии Пакистана и 6 американских военных инструкторов.
Из сообщений американского консульства в Пешаваре в госдепартамент США от 28 и 29 апреля 1985 года: «Территория лагеря площадью в квадратную милю была покрыта слоем осколков снарядов, ракет и мин, а человеческие останки местные жители находили на расстоянии до 4 миль от места взрыва...»
СССР ограничился формальным протестом
Советское руководство во главе с Михаилом Горбачёвым на происшедшее отреагировало крайне сдержанно, ограничившись выражением официального протеста. В советской печати о «гибели советских военнослужащих на территории Пакистана» было сообщено лишь в середине мая, и сообщение это не содержало никаких подробностей событий — даже тех, которые советскому руководству были известны благодаря военной разведке.
Что стало тому причиной? Возможно, соображения высшего политического порядка: Горбачёв, получивший «благословение» от Маргарет Тэтчер, не хотел осложнения международной обстановки. Возможно, советское руководство посчитало, что имеющихся данных не достаточно, чтобы припереть к стенке Зия-уль-Хака и его вашингтонских покровителей во главе с Рональдом Рейганом.
Среди советских солдат, воевавших в Афганистане, история восстания в Бадабере передавалась из уст в уста.
Официальный Исламбад признал, что факт восстания в Бадабере имел место только после распада СССР, в 1992 году. Произошло это уже после того, как о восстании рассказал сам Бурхануддин Раббани.
«Знай, Родина, тебе не изменили твои в беду попавшие сыны...»
По сей день список участников восстания в Бадабере является неполным и неточным. Как уже говорилось, известны имена тех, кто был в Бадабере в разное время, однако неизвестно, участвовали ли они в восстании.
Вот список предполагаемых участников восстания: рядовой Белекчи Иван Евгеньевич, сержант Васильев Владимир Петрович, рядовой Васьков Игорь Николаевич, ефрейтор Дудкин Николай Иосифович, моторист Духовченко Виктор Васильевич, рядовой Зверкович Александр Николаевич, младший лейтенант Кашлаков Геннадий Анатольевич, младший лейтенант Кирюшкин Герман Васильевич, младший сержант Коршенко Сергей Васильевич, рядовой Левчишин Сергей Николаевич, ефрейтор Матвеев Александр Алексеевич, рядовой Павлютенков Николай Николаевич, рядовой Рахинкулов Радик Раисович, рядовой Сайфутдинов Равиль Мунаварович, младший сержант Саминь Николай Григорьевич, вольнонаемный Шевченко Николай Иванович.
В репертуаре созданного в 1985 году ансамбля ВДВ «Голубые береты» есть песня «В горах под Пешаваром», посвящённая восстанию в Бадабере. Это одна из самых пронзительных песен о солдатах Афганской войны:
Ведем сраженье, но уходят силы, Живых всё меньше, шансы не равны, Знай, Родина, тебе не изменили Твои в беду попавшие сыны.
"Пешаварский вальс"; реж.Тимур Бекмамбетов, актёры практически неизвестные. Скорее всего снимались друзья и студенты. Это дипломная работа Бекмамбетова (второе высшее образование) и второго режиссёра. Завоевала первый приз на самом известном студенческом кинофестивале "Святая Анна". Потом ещё были призы. Первый просмотр оставил очень тяжёлое впечатление. Тема пронзительная, память всколыхнуло, съёмка репортажно-"непрофессионально"-неголливудская, смерть , мат , война совсем недавно прошедшая, но мало ещё снимаемая на то время.
--------------------
Те, кто влюбляются в практику без науки, подобны кормчим, выходящим в море без руля и компаса, ... Леонардо Да Винчи